Автоматическая коробка переключения передач – это довольно сложное устройство, которое включает в себя большое количество деталей. Основой надежности и долговечности «автомата» в первую очередь является точность изготовления всех деталей и правильность выполненных расчетов. Даже по теории вероятности, реже ломаются устройства, имеющее меньшее количество деталей, а это относится и к коробкам передач. АКПП по своей конструкции в несколько раз сложнее механики, а некоторые модели сложнее даже самого двигателя внутреннего сгорания, именно поэтому многие производители автомобилей долгое время отказывались от установки «автоматов». Получается, что с одной стороны Вы выбираете максимальный комфорт, а с другой – проблемы связанные с дороговизной обслуживания и устранением возникших неисправностей.
Основными плюсами «автомата» является то, что он позволяет сосредоточиться на дороге и не отвлекаться на переключение передач, обеспечивает более благоприятные условия для двигателя и ходовой, увеличивает их ресурс, предотвращает повышение нагрузок на них. Кроме того коробка-автомат имеет пассивную систему безопасности, то есть двигатель можно завести только в режиме «Р» и «N», препятствует самовольному движению автомобиля на стоянке, так как вытащить ключ из замка зажигания можно только положении «Р». К недостаткам относится низкий уровень КПД, вследствие чего увеличивается расход топлива. Но на современных коробках эту проблему удалось решить и порой в некоторых режимах «автомат» может быть даже экономней механики из-за поддержания оптимальных оборотов. Незначительно ухудшается динамика автомобиля, но для многих водителей это не принципиально. Ну и наконец, автомобили с автоматической коробкой передач можно завести лишь при помощи стартера.
Автоматическая коробка передач будет служить Вам гораздо дольше, если будут соблюдаться все нормы обслуживания и эксплуатации. В среднем правильно обслуженная и бережно используемая трансмиссия может прослужить 350-400 тысяч километров, а порой и вовсе встречаются «ветераны», эксплуатируемые еще с середины 60-х годов с пробегом под 700 тысяч километров и ни разу подвергавшиеся ремонту. Главными причинами поломки «автомата» является неправильное использование, несвоевременное техническое обслуживание, естественный износ или некачественный ремонт.
Коробка-автомат требует к себе правильного и бережного обращения, однако далеко не все владельцы автомобилей с АКПП могут обеспечить ей такое обращение. Основной причиной является простейшее пренебрежение правилами, например, попытка выжать из «автомата» максимум на светофоре или принудительное понижение передачи. Автомат подходит для плавной и размеренной езды, а не для быстрых и веселых «покатушек» с друзьями по ночному городу. Иногда владельцы «автоматов» настолько увлекаются новыми возможностями, что про нормальный стиль вождения они просто забывают, а это ведет к снижению продолжительности срока службы. Чаще всего ломаются коробки, которые долгое время используются в режиме Спорт.
Порой неисправности возникают из-за ошибок во время управления коробкой. Некоторые модели, на которых ограничитель сломан или его попросту нет, не препятствуют случайному включению режима парковки (Р) или задней скорости (R) в момент движения, что приводит к поломке. Автоматическая коробка передач не предназначена для перевозок прицепов и буксирования других автомобилей, а буксировка самого автомобиля с «автоматом» должна производиться на скорости не более 50 км/ч и на расстояние не более 100 км, в противном случае трансмиссию следует рассоединить.
Неправильное техническое обслуживание становится еще одной причиной преждевременного выхода из строя. Миф о том, что АКПП не нуждается в обслуживании, в настоящее время полностью развеян. Обслуживание «автомата» в среднем необходимо проводить через каждые 40 тысяч километров пробега, все зависит от условий, в которых эксплуатируется автомобиль, и от его общего пробега. К примеру, новые коробки-автоматы, используемые в основном для езды на трассах на дальние расстояния, можно обслуживать через 50-60 тысяч километров, а коробки, с пробегом более 200 тысяч километров, используемые для езды в большом городе или по бездорожью, следует обслуживать через каждые 25 тысяч километров.
Само обслуживание «автомата» напоминает обслуживание мотора. Здесь необходимо менять масло, масляной фильтр, проверять давления масла, проводить диагностику работы коробки и переключения передач. Замена фильтра производится не на всех АКПП, некоторые коробки имеют фильтр, рассчитанный на длительный срок службы, в этом случае его меняют лишь при ремонте. Если во всем разобраться и ко всему привыкнуть, то ничего сложного нет, необходимо, лишь все делать своевременно, качественно, с использованием качественных запчастей и материалов. Бережное использование и своевременное обслуживание – вот залог безукоризненной работы автоматической коробки передач.