Суть турбонаддува – в применении вспомогательного компрессора (турбины) для нагнетания в цилиндры двигателя большего объема воздуха. Это дает весьма значительное усиление мощности в дизельных и бензиновых моторах, так как при больших количествах воздуха в одном и том же объеме двигателя есть возможность жечь больше топлива.
Изначально турбонаддув применялся только в гоночных двигателях для повышения результативности на спортивных трассах. Позже автопроизводители стали применять двигатели с меньшим объемом на больших машинах с целью экономии топлива и снижения веса автомобилей. Турбонаддув в свою очередь позволял усилить мощность моторов, не увеличивая их рабочих объемов, а, следовательно, и массы.
С серийным внедрением дизельных агрегатов проблема повышения эффективности, «тишины», экономичности и мощности встала особо остро. И как раз турбонаддув помог достичь потрясающих результатов в этом, ведь его применение снизило топливное потребление до 25%, одновременно увеличив мощность дизеля до 50%. При этом следует учесть, что турбина работает от горячих выхлопных газов и не требует установки отдельного привода.
Выхлопные газы из выпускного коллектора отводятся через выхлопную систему прямо в атмосферу. Но перед этим они пропускаются через турбину, приводя ее тем самым в движение. На турбинном валу есть специальное колесо компрессии, которое подает отфильтрованный свежий воздух в моторные цилиндры. При этом в дроссель или карбюратор бензиновой машины нагнетается больше воздуха. А, как результат, - больший объем топлива поступает в цилиндры.
Выхлопные, использованные и лишние газы направляются в выхлопную систему прямо из турбины и выводятся наружу через выхлопную трубу. С повышением двигательной нагрузки становятся и более горячими выхлопные газы, усиливая тем самым турбонаддув и увеличивая механическую мощность мотора.
Не следует путать компрессорный наддув с турбонаддувом. Первый представляет собой насос, сжимающий горячее топливо и подающий его затем в цилиндры двигателя. Компрессоры используют энергию самого двигателя для повышения его же мощности посредством ременного привода. И если компрессорный наддув, повышая динамическую мощь мотора, делает его куда более «прожорливым», то турбонаддув также повышая быстроходность автомобиля, значительно экономит топливо.