Если при торможении вашего автомобиля появляется неприятный звук металлического скрежета, возникающий в районе переднего моста, то это указывает на критический износ передних колодок. При появлении указанных симптомов нельзя откладывать процедуру замены колодок торможения на другое более удобное время. Пренебрежение заменой тормозных колодок может привести к предельному износу дисков тормозной системы. Многие иномарки оборудованы специальными системами оповещения, которые предупреждают своих владельцев о появлении повышенного износа колодок торможения.
Эти колодки представляют собой тонкие стальные полоски, приклепанные к основанию колодки. При появлении износа трущейся поверхности тормозной колодки в момент торможения стальная полоска начинает задевать диск торможения, издавая в этот момент характерный звук, оповещающий владельца автомобиля о возникновении предельно критического износа колодок торможения.
Ряд современных авто импортного производства оборудованы электронными системами оповещения о появлении критического износа колодок торможения. Принцип их работы основан на замыкании контакта датчика на тормозной диск (массу автомобиля) при выполнении торможения в результате приближения к диску тормоза, который является изолированным от датчика, размещенного на одной из тормозных колодок. В результате этого в автомобильном салоне происходит загорание соответствующей сигнальной лампы.
При выполнении работ по замене колодок торможения не требуется наличия какого-то специального оборудования, кроме специального ключа, предназначенного для выкручивания «секретных» болтов, часто используемых владельцами иномарок на своих авто для того, чтобы защитить колеса автомобиля от похищения злоумышленниками.
Прежде всего, одно переднее колесо вывешивается с помощью надежного домкрата с установкой подпорки. Затем колесо снимается. С помощью подходящей лопатки или большой отвертки производится разводка тормозных колодок на исходное положение. Выполнять эту процедуру следует с каждой колодкой попеременно.
Как только тормозной поршень занимает свое положение, необходимо выкрутить болт (чаще всего он 13-17мм) крепления суппорта торможения вместе со скобой к направляющим втулкам. На суппорте обычно размещаются два одинаковых болта. Выбирать для выполнения откручивания следует тот болт крепления, откручивание которого, позволяет отвести суппорт торможения со скобой в сторону. Как правило, процедуре отведения может препятствовать тормозной шланг. После отведения суппорта торможения в сторону, провернувшегося на направляющей шпильке, следует вынуть и осмотреть старые колодки.
Если обнаружилось, что износ колодок не равномерен, то есть одна из колодок практически изношена, в то время как другая имеет еще какой-то запас фрикционного тормозного слоя, то это указывает на то, что в процессе торможения имеет место заедание тормозной скобы по направляющим втулкам. Наличие порванных пыльников на направляющих втулок также свидетельствует об этом. Тормозные колодки необходимо заменить новыми, заложив под них любую графитсодержащую новую смазку. После выполнения установки новых колодок системы торможения, следует также установить назад жестяные демпферные прокладки. Не следует выбрасывать их, как «ненужные».
В комплект фирменных колодок обычно входит весь необходимый набор и обязательно пакетики со смазкой. После окончания процедуры установки новых передних колодок, необходимо вернуть тормозную скобу на свое место, а также закрутить болт. На некоторых автомобилях болт нужно дополнительно зафиксировать с помощью жестяной пластины, способом подгибания последней. Затем следует поставить и закрутить на свои места колеса, а потом опустить автомобиль с домкрата. Следующим этапом следует выполнить те же самые работы с другой стороны машины. После проведения замены колодок торможения с обеих сторон автомобиля необходимо выполнить несколько раз нажатие на педаль тормоза, чтобы выбрать образовавшийся в процессе замены колодок зазор между ними, поршнем тормозного суппорта и тормозным диском.
Для автомобилей, оборудованных дисковой системой тормозов, операция по замене тормозных колодок такая же, как и замена передних колодок торможения. Отличие состоит только в том, что проводится не вдавливание тормозного поршня, а его ввинчивание в суппорт по направлению часовой стрелки. Для осуществления этого на поверхности суппорта имеются специальные пазы под ключ. И, конечно, выбирая тормозные колодки, не следует экономить! При установке качественных тормозных колодок продолжительность их работы составит не менее 40000 км пробега в городском цикле.
При приобретении и установке некачественных тормозных колодок, вы рискуете получить их быстрый износ или скрип, постоянно сопровождающий вас при торможении, а самое главное вы рискуете собственной жизнью и жизнью окружающих. Выбирая тормозные колодки, следует в первую очередь ориентироваться на их качество и цену. Обычно в комплект тормозных колодок, отличающихся хорошим качеством, входят фиксирующие пластины, демпферные пластины, смазка и т.д.