Изучение разнообразных последствий ДТП показало, что в большинстве аварий травмы людей, которые находятся внутри автомашины, возникают в результате ударов вызванных резким изменением скорости движения транспортного средства при опрокидывании или столкновении автомобилей. Для того чтоб погасить огромную кинетическую энергию, которая накапливается массой человека в процессе движения автомашины, в ее конструкции предусматриваются специализированные удерживающие системы. Из многочисленных разновидностей данных систем оптимальными считаются именно ремни безопасности.
Множество исследований проведенных как в нашей стране, так и за рубежом, показало, что использование ремней безопасности дает возможность существенно снизить тяжесть последствий различных ДТП. К примеру, исследования, проведенные российскими специалистами, говорят о том, что: количество раненых водителей и их пассажиров, использующих ремни безопасности в легковых автомобилях, уменьшилось в 2,4 раза, в то же время количество погибших людей снизилось в 3,7 раза в сравнении с теми, кто ремнями не пользовался.
Также изменился характер получаемых травм. Отметим, что наиболее типичными травмами для тех, кто пренебрегает ремнями безопасности, являются множественные переломы ребер, сотрясение головного мозга, переломы носа и челюсти, переломы костей ног и рук, тазобедренного сустава, а также порезы головы и лица. Кроме того, нередки и особо тяжелые черепно-мозговые травмы. К тому же возможен перелом шейных позвонков и позвоночника или же разрывы различных внутренних органов. В то же время использование ремней безопасности привело к тому, что количество сотрясений головного мозга существенно уменьшилось (на 64,4%), как и травм грудной клетки и позвоночника (на 32,2%). В подавляющем большинстве случаев в результате ДТП отмечают легкие повреждения, чаще всего это ушибы конечностей.
Немаловажным является правильное использование ремней безопасности. Например, огромное значение имеет наличие зазора (расстояния) между телом человека и ремнем безопасности. В случае наличия зазора в 20 сантиметров и более, эффект от использования ремня безопасности стремится к нулю. Все дело в том, что в столь свободном положении используемого ремня нередки случаи банального подныривания под него, а это вполне может стать причиной удушья; за счет нарушения геометрии положения лямок, используемого ремня безопасности, возможно получение различных тяжелых повреждений позвоночника.
Оптимальным считают такой зазор, при котором между телом человека и ремнем безопасности легко проходит ладонь (это около 2,5 сантиметров). Отметим, что набрасывание ремня без замыкания не безобидно, а порою даже опасно. В подобной ситуации говорить о защитных функциях выполняемых ремнем безопасности не имеет смысла, к тому же незакрепленная пряжка в случае ДТП вполне может привести к получению травмы рядом сидящим человеком.
Следует следить за тем, чтоб ремень находился в свободном положении, не перетирался, не защемлялся дверцей автомашины, не скручивался и не загрязнялся. Ведь грязная лямка легко теряет прочность и эластичность, а если она скручена, то к тому же еще и уменьшается общая площадь контакта между телом человека и ремнем, подобная ситуация легко может усугубить тяжесть получаемых травм.
Ремни безопасности используются вот уже почти сорок лет. За все эти годы им удалось спасти множество жизней, к тому же они сохранили здоровье многочисленным людям. Не стоит ими пренебрегать!